Molecular Energy Storage
Devices or Supercapacitors (MNE)

Molecular energy storage devices




Molecular energy storage devices is symmetrical two-layered “superconductors” of bipolar construction in water- alkaline electrolyte, held in hermetic clad. Clad is based on active carbon. Accumulator capacity is achieved with double-type electrode-electrolyte layer. Energetic and power characteristics of this system are sufficient for fast-charging current power supply with electric potential up to 500 V and infinite discharge cycle.



MNE include more than 30 products with following parameters and characteristics:


•  Capacity F 0.1-500
•  Voltage V 12-350
•  Energy kJ 5-150
•  Discharge current kA 0.5-5000
•  Impulse discharge power kW up to 50
•  Energy density kJ/dm3 1-5
•  Temperature range °С from -45 to +60
•  Service life ~ up to 15 years

MNE are resistant to short-circle failure, excess voltage and polarity reverse. MNE take a short time to charge and have infinite discharge cycle. Molecular energy storage devices is fire-safe, not toxic, has no restrictions for placing. MNE can be conglomerated into molecular electrical battery in parallel or in-line fashion. The main part of serially made MNE has cylindrical shape with diameter of 226 or 230 mm and height in accordance with the table values. It is made of corrosion-resistant metal, sealed, it has a high vibration and shock resistance (GOST 1.10 for group B 20-39.301). Plus and Minus outputs are isolated from the clad and connected to wires by screw bolts. Molecular energy storage devices are unfixable and undismantable. MNE is sold with mount and does not need to be maintained during usage.


Batch-production molecular energy storage devices voltage is as follows:


For use in ignition devices of internal-combustion engine with power up to 1500 h.p. of tractors, armored vehicles, shunting diesel and mainline locomotives and also for stabilizing of voltage in source (sources) of secure (uninterrupted, emergency) current, low-voltage MNE with following capacities are being used:


• 12 V – capacity of 90, 120, 145, 240, 270, 320, 360, 660 F;
• 24 V – capacity of 12, 20, 55, 70, 100, 120, 140, 160, 180, 210 F;
• 64 V – capacity of 25 F;
• 96 V – capacity of 9 F.

For supply of breakers mechanisms, in uninterrupted current sources, for acceleration and recuperation of stopping energy of electro transport, in big energy and high-voltage setups, high-voltage MNE are being used, with voltage 110, 120, 150, 160, 175, 200, 250, 300, 325, 350, 420 V and energy-safe, ranging from 10 to 110 kJ.

Molecular energy storage devices usage




Some examples of batch-production molecular energy storage devices for autonomous mobile systems with voltage of 12, 24, 28, 64, 75, 300, 350, 420 V are provided in following table. Characteristics of MNE are following:


• Energy 30—95 kJ;
• Energy density, 0.8—2.2 J/g (1.7—5 J/cm3)
• Peak power on discharge on given electrical load 0.85—2.4 W/g (1.7—5.4 W/cm3).

Low-voltage MNE



Vehicle-mounted diesel ignition system

Vehicle-mounted diesel ignition system of heavy trucks have MNE and accumulating batteries (AB) that are being combined into system that takes 1 to 3 seconds for ignition and 10 to 15 seconds for rotation of engines under -50  C degrees condition. MNE provides peak energy on the starting device, sufficient for motor shaft starting rotation, especially under low temperature and insufficient accumulating batteries AB charge. There two types of schematics: first has MNE attached to batteries all the time and MNE is being used during ignition and movement of car. Second option provides automatic connection of MNE to accumulators before ignition and disconnects it after ignition. Second option provides usage of MNE with much bigger (up to 1.75-2 times) amount of stored energy, while keeping the same size.

Mobile starter PPU-1

Mobile starter PPU-1 provides ignition from outside of all types of vehicles in all kind of conditions. Mobile starter consists of 2 MNE with 700F/12V each, connected parallel or in-line, depending on vehicle’s voltage. In first case MNE is being charged with vehicle-mounted accumulators through current-limiting transistor, ignition is operated through ignition key. After the ignition MNE is being additionally charged through vehicle generator, and so mobile starter can be used for ignition of other vehicles. Since mobile ignitor does not have accumulator, which makes it more reliable and allows to ignite vehicles without stop.

Autonomous generating set AE-1 series

Autonomous generating set AE-1 series are meant for full cycle of service with all kinds of armored vehicles, diesel and gas-turbine engines. It is consisted of a gas or diesel generator with the power of 3 or 6 kW, that supplies charge to MNE, and also supplies a control system and feeds the object itself; charge control unit and commutation of MNE during rotation and ignition of an engine. An MNE block consists of 2, 3, 4 or 6 of MNE with capacity of 180, 240F and the voltage of 28V. During ignition in-line-parallel commutation of MNE on voltage of 12, 24 and 48V is started automatically. During ignition power of MNE block goes up to 60kW, provides current up to 1000-2500A during rotation cycle (10 to 15 seconds) or two-step rotation of the turbine during 15 to 30 seconds. Autonomous generators are completely autonomous and during work they require only fueling, which makes effectiveness of armored vehicle service higher. AE-1-6-C1 components additionally provide checkup with technical service of fire systems and arms control of BTVT, including cases of not using accumulating batteries on them.

Mobile roentgen equipment

Mobile roentgen equipment consists of impulse high-voltage power sources that can develop 15-50kW during 0.05-6 sec. To use MNE in power source to roentgen equipment only 1-3kW / 220V are required. MNE provides all impulse power, that can provide roentgen equipment to distant located clinics and to mount it on transport.

Conductor ignition system (CIS)

Conductor ignition system (CIS) of diesel engines and locomotives has two prototypes, KSP-75 and KSP-110, 75 and 110V respectively. Cis automatically connects to on-board ignition systems with accumulator batteries (voltage of 64 and 96V). CIS is being charged when semiconductor switch is opened from batteries through current limiting resistor. During ignition MNE and batteries combined charge is discharged on starter. Initial current up to 2000A during rotation period of 1.5-3 seconds is provided by MNE, that makes ignition reliability higher, makes batteries work life longer, makes better exploitation conditions and locomotive service works, especially under worn-out batteries and cold weather conditions. Diesel working periods become shorter, which provides lesser usage of diesel during engine idle.

High-voltage molecular accumulation systems




High-voltage MNE include series of models with voltage up to 500V and are being divided in two groups:

MNE – “I”

“I” group – allow long cycling during charge-discharge cycles.

Типовые условия разряда:


• Impulse length between 0.1 and 10 seconds,
• Discharge depth in between 30-70% from charge voltage,
• Intermittency factor not less that 10.

MNE - “B”

“B” group is being used as current supply in Energy Supply Systems (ESS) for:


• Feeding electric drive of high-voltage switchers of substations in emergency situations,
• Providing uninterrupted current during shortage or switching in ESS,
• As power source of roentgen systems,
• Feeding of electric drives, that provide fast acceleration and braking of mechanisms and vehicles,
• Recuperation of energy of braking.

Молекулярные
накопители энергии

Молекулярные накопители энергии




МНЭ относятся к классу симметричных двойнослойных “суперконденсаторов” биполярной конструкции в герметичном корпусе на основе активированных углей, в связанном водном щелочном электролите. Емкость МНЭ обеспечивается использованием двойного электрического слоя на межфазной поверхности электрод-электролит. Данная система обладает достаточно высокими энергетическими и мощностными характеристиками для эффективного применения в качестве быстро заряжаемого источника тока с рабочим напряжением заряда до 500 В и практически неограниченным количеством циклов «заряд-разряд».



Номенклатура МНЭ включает более 30 моделей изделий со следующими диапазонами параметров и типовыми эксплуатационными характеристиками:


•  электрическая емкость Ф 0,1—500
•  напряжение заряда В 12—350
•  энергия кДж 5—150
•  ток разряда кА 0,5—5000
•  мощность импульсного разряда кВт до 50
•  удельная энергия кДж/дм3 1—5
•  температурный диапазон от – 45°С до +60°С
•  срок службы ~ до 15

МНЭ устойчивы к воздействию токов короткого замыкания, перенапряжений и переполюсовок. МНЭ имеют малое время заряда, неограниченное количество циклов «заряд – импульсный разряд». МНЭ пожаро-взрывобезопасен, не содержит токсичных веществ, пространственное положение в эксплуатации – произвольное. Допускается как последовательное, так и параллельное соединение МНЭ в батарею из МНЭ. Корпус МНЭ имеет форму цилиндра диаметром 226 или 230 мм и высотой в соответствии с табличными значениями. Корпус выполнен из коррозионностойкого металла, герметичен, обладает высокой вибро и ударопрочностью (по группе 1.10 ГОСТ В 20-39.301). Токовыводы “плюс” и “минус” изолированы от корпуса, подключение к токоведущим проводам болтовое. МНЭ является неремонтируемым и неразборным изделием. МНЭ комплектуется съёмным приспособлением для крепления. МНЭ не требуют обслуживания при эксплуатации.


Серийно производятся модельные ряды МНЭ:


Для использования в системах пуска двигателей внутреннего сгорания мощностью до 1500 л.с. автотракторной, бронетанковой техники, маневровых и магистральных тепловозов, дизель-электростанций, а также для стабилизации бортового напряжения и в источниках (блоках) гарантированного (бесперебойного, аварийного) питания применяются низковольтные МНЭ с напряжением заряда:


• 12 В — ёмкостью 90, 120, 145, 240, 270, 320, 360, 660 Ф;
• 24 В — ёмкостью 12, 20, 55, 70, 100, 120, 140, 160, 180, 210 Ф;
• 64 В — ёмкостью 25 Ф;
• 96 В — ёмкостью 9 Ф;

Для питания электропривода выключателей, в системах бесперебойного питания, для разгона и рекуперации энергии торможения электротранспортных средств, в составе установок большой энергии и мощности (МДж/МВт) применяются высоковольтные МНЭ с напряжением заряда 110, 120, 150, 160, 175, 200, 250, 300, 325, 350, 420 вольт и энергозапасом от 10 до 110 кДж.

Применение молекулярных накопителей




Некоторые примеры применения серийно выпускаемых МНЭ для автономных мобильных систем с номинальным напряжением 12, 24, 28, 64, 75, 300, 350 и 420 вольт представлены в таблице ниже. Характеристики данной группы МНЭ, при номинальном напряжении заряда, находятся в пределах:


• энергия 30—95 кДж;
• удельная энергия 0.8—2.2 Дж/г (1.7—5 Дж/см3);
• удельная пиковая мощность при разряде на согласованную нагрузку 0,85—2,4 Вт/г (1,7—5,4Вт/см3).

Низковольтные МНЭ



Бортовые системы пуска дизелей

Бортовые системы пуска дизелей тяжелых грузовых автомобилей включают МНЭ и комплект аккумуляторных батарей (АБ), образующие единый энергоблок для пуска (1—3 с) и прокрутки (10—15 с) двигателей при температурах до минус 50°С. МНЭ обеспечивает пиковую мощность на стартере, необходимую для раскручивания вала двигателя до пусковых оборотов, особенно при низких температурах и недостаточной степени заряженности АБ. Энергоблоки имеют два схемных решения: по простой схеме имеет место «буферное» подключение с помощью допол-нительного выключателя массы МНЭ к АБ на период пуска и движения автомобиля; во втором случае осуществляется автоматическое подключение МНЭ к АБ перед пуском и автоматическое отключение МНЭ от бортовой сети после пуска двигателя. «Отключаемый» вариант позволяет использовать МНЭ со значительно (1,75—2,0 раза) большими энергией и мощностью в тех же габаритах.

Передвижное пусковое устройство

Передвижное пусковое устройство ППУ-1 осуществляет внешний запуск всех видов автотранспортных средств в гаражных и полевых условиях. ППУ содержит два МНЭ по 700 Ф / 12 В каждый, которые автоматически соединяются параллельно или последовательно в зависимости от бортового напряжения автомобиля. При первом использовании МНЭ заряжаются от бортовых АБ через токоограничивающий резистор и далее осуществляют пуск при повороте ключа зажигания. После пуска производится дозаряд МНЭ от бортового генератора автомобиля, и ППУ может быть использован для пусков других автомобилей. Отсутствие АБ в составе ППУ позволяет его эксплуатационные издержки снизить до минимума, а пуски большого количества автомобилей в гаражных парках производить практически без перерывов.

Автономные энергоагрегаты

Автономные энергоагрегаты серии АЭ-1 предназначены для проведения полного цикла обслуживания всех видов бронетехники, как с дизельными, так и газотурбинными маршевыми двигателями. Состав АЭ: бензо- или дизель-генераторная установка мощностью 3 или 6 кВт, которая обеспечивает заряд комплекта МНЭ, а также питание системы управления и подачу напряжения на борт объекта; блок управления зарядом и коммутации МНЭ при прокрутках и пусках двигателя. Комплект МНЭ состоит из 2, 3, 4 или 6 шт. МНЭ емкостью 180, 240 Ф и рабочим напряжением 28 В. В процессе пуска авто-матически осуществляется последовательно-параллель¬ная коммутация МНЭ на напряжения 12, 24 или 48В в соответствии со штатными алгоритмами пуска объектов. В процессе пуска комплект МНЭ развивает мощность до 60 кВт, обеспечивает токи до 1000—2500 А в течение цикла прокрутки (до 10—15 с) или двухступенчатой раскрутки турбины в течение 15—30 с. АЭ полностью автономны, при непрерывной работе требуют только дозаправки топливного бака ГУ, что значительно повышает производительность и эффективность обслуживания бронетехники в парках и полевых условиях. Агрегаты модели АЭ-1-6-С1 дополнительно обеспечивают проведение проверочных работ при техническом обслуживании систем управления огнем и комплексов управляемого вооружения образцов БТВТ, в том числе без установки АБ на проверяемые образцы.

Мобильное рентгеновское медицинское

Мобильное рентгеновское медицинское содержит в своем составе импульсные высоковольтные источники питания, кратковременная мощность которых достигает 15—50 кВт в течение 0,05—6 с. При использовании МНЭ в составе источника питания к рентгеновскому оборудованию достаточно подвести обычную электросеть мощностью 1—3 кВ / 220 В. Всю импульсную мощность обеспечивает МНЭ, что позволяет оснащать рентгеновскими аппаратами удаленные поликлиники и устанавливать их на специальном медицинском транспорте.

Конденсаторная система пуска

Конденсаторная система пуска (КСП) дизелей тепловозов имеет два исполнения КСП-75 и КСП-110 в соответствии с напряжением цепей управления тепловозов 75 В и 110 В. КСП автоматически подключаются к штатным системам пуска с аккумуляторными батареями (номинальное напряжение 64 В и 96 В). Заряд МНЭ осуществляется при открытии тиристора от АБ через токоограничивающий резистор. При пуске на стартер разряжается комбинированный источник тока «МНЭ+АБ». Основную токовую нагрузку до 2000 А в начальный период раскрутки длительностью до 1,5—3,0 с обеспечивает МНЭ, что повышает надежность пуска, увеличивает ресурс АБ, улучшает условия эксплуатации и обслуживания тепловозов особенно при изношенных АБ и пониженных температурах окружающей среды. Значительно сокращаются периоды работы дизеля на холостом ходу, что приводит к существенной экономии топлива.

Высоковольтные МНЭ




Высоковольтные МНЭ включают ряд моделей изделий с напряжением заряда до 500 В и подразделяются на две группы:

МНЭ-«И»

с индексом «И» - допускают длительное циклирование в режимах “заряд-разряд”.

Типовые условия разряда:


• длительность импульса в пределах 0,1-10 с,
• глубина разряда в пределах 30-70% от напряжения заряда,
• скважность не менее 10.

МНЭ-«Б»

с индексом «Б» - допускают длительное нахождение при рабочем напряжении заряда в постоянной готовности к разряду.

Используются в качестве источников тока, в составе систем электроснабжения (СЭС) для:


• питания электроприводов высоковольтных выключателей подстанций в аварийных ситуациях,
• обеспечения бесперебойного питания ответственных потребителей при кратковременных сбоях или переключениях в СЭС,
• в составе источников тока медицинской рентгеновской аппаратуры,
• питания электроприводов, обеспечивающих быстрый разгон и торможение механизмов и транспортных средств,
• рекуперации энергии торможения.